Мультигонка в Коста-Рике. Подробности от Ирины Сафроновой

Закончилась самая значимая в прошедшем году гонка мировой серии – гонка Чемпионата мира 2013 в Коста-Рике. Эта была одна из протяжённейших экспедиционных гонок – время лидеров составило более 7 суток. Подробности из первых уст от Ирины Сафроновой – единственной российской спортсменки, участвовавшей в этой гонке в составе французской команды SXM.

- Ира, поделись, пожалуйста, сначала общим впечатлением. Действительно ли эта самая длинная гонка по твоему опыту?  Были особенные трудности или всё в пределах обычных для тебя мультигонок.
Это да, самая длинная. Такая длинная, что забываешь, что ты на гонке. Кажется, что это твоя обычная жизнь, ты всегда так жил – в движении.
Особенные трудности, связанные с продолжительностью — сказала бы, что нет. Просто если есть какие-то проблемы в начале, то скорей всего они останутся и усугубятся с течением гонки, и к ним прибавятся новые. В нашем случае это были не ТРУДНОСТИ, а дискомфортные вещи (мало сна, легкие потертости, отсиженная попа).

По отзывам участников карты были неточные, многие дороги заросли. У вас было много проблем с ориентированием?
Неточные карты — это довольно распространенное явление для гонок. Но у нас проблем с ориентированием было минимально. В основном команды тратили гораздо больше времени на поиски. Еще мы необычно навигировали велоэтапы — в основном, по описаниям местных,  к которым мы ломились днем и ночью. Общение проходило так : «Пор фа бор сеньор», потом – название места, куда нам надо и дальше язык жестов.

Как название вашей команды расшифровывается?
Это просто название стоматологической клиники (зубное протезирование) нашего капитана (он же спонсор).

- Первый этап – сборка велосипеда. Бывало ли такое раньше? Как быстро справились?
Да, на всех гонках в Африке велосипеды надо было упаковывать в коробки и перед этапом собирать. Непонятно только, зачем нужна была первая сборка через километр после старта.
- Успели до ливня проехать первые 95 км или влипли?
О, нет. Это был этап с адским велопоносингом. Пока были дороги — все было отлично. А потом началась тропа, которая иногда проходила в глубоких промоинах. Велосипед там не покатишь — только тащить на себе. Плюс от дождя глиняные почвы превратились в грязь, облеплявшую велосипед. Дальше – тоже так себе вариант выискивать тропы и дороги вдоль границы с Панамой, параллельно хорошей дороге, которая была запрещена.
Дождь сам по себе — это благо — не так жарко, и даже часть пота смывается. Вот только размывает глиняную почву. Только шел дождь преимущественно по ночам. Днем бы он был более желанный.
- Как вела себя лодка в заливе. Трудно грести на надувнушке с плоским, как я понимаю, неподдувным дном? Был у вас ведущий гребной экипаж?
Лодка на воде вела себя спокойно, даже чересчур спокойно, поэтому такие небольшие с первого взгляда расстояния растягивались на невероятно долгие часы. Ведущего экипажа не было. И если первые гребные этапы физические кондиции, техника и тренированность имели значения, то в последнюю греблю основой успеха было просто не спать. Кто дольше не закрывал глаза, тот дальше угребал.
- Первый раз вы спали где-то между греблей и  трекингом? Как вообще по ходу гонки отдыхали – падали, когда совсем вырубались где придётся, или планировали, где встанете на отдых, заранее?
Практически не планировали. Спали, где придётся, когда скорость падала до нуля. В целом получилось довольно удачно, хотя, на мой взгляд, неоправданно мало.

- Вы закончили гонку с результатом 9 суток 3 часа и 48 минут. Сколько вообще за гонку часов потратили на отдых, примерно? Обязательной, как я понимаю, была всего одна остановка на 4 часа перед самым длинным трекингом. Ну и затем перед сплавом, если попадаешь в тёмное время суток.
Примерно часов 14-15, т. е. меньше 2 часов в сутки. Точно помню, что не спали в первую ночь, 1 час во вторую, 2 часа и еще полчаса в манграх на отливе, когда попали в засаду низкой воды и не могли двигаться, 2 часа на обязательном стопе, 20 минут на следующую ночь в горах, 2 часа во вторую ночь трекинга, часа 3,5 в даркзоне, пару раз по 20 минут, 1 час на суточной гребле, и 1 час в последнюю велосипедную ночь. Только в предпоследую ночь получилось поспать в КРОВАТИ. Остальное – на земле, или бетоне, или в каяке под шуршуном спальников, ковриков не было.

- Да, это круто. Посто на земле, без всего… 
У ребят были бивачные мешки в транзитках, ещё на картонных коробках из-под великов можно было спать. Я просто на земле спала. Да она там не холодная.

 - Неразборные вёсла на трекинге не мешали или там не сильно по дебрям-джунглям приходилось продираться? 
Трекинг с тасканием водного снаряжения проходил по широкой дороге. И вообще всё движение проходило по дорогам или тропам, т. к. сквозь джунгли ходить вообще не вариант. Да и весла были разборные, только не было инструмента для разбора одного весла, поэтому его и не разбирали.

- Видели  каких-нибудь змей, крокодилов или другую тропическую экзотическую фауну? 
О да, три раза небольших змеек. Крокодильчика ночью на гребле обнаружили и каймана – на велоэтапе. Днем это почти нереально — они прячутся, а ночью глаза светятся от фонаря, поэтому заметны. И обезьянки на последней гребле в ветвях прыгали.

  – Очень интересен четвёртый этап – этап сплава по манграм. Вы прошли его за 23 часа и 20 минут, отстав от лидеров всего на 20 минут. Расскажи поподробнее. Каково там было? Местные москиты на наших комаров похожи? Повезло вам там? Вы попали сначала в прилив или отлив? Какой-то пункт там был поставлен не в точке, как вы его нашли? Ещё там, на этапе сплава по манграм, говорят, были проблемы с питьевой водой. Как решали? 
Мы его прошли на редкость удачно. Там, где надо было успеть в высокую воду — мы попали на высокую воду. Удивительно удачно находили КП. Среди затопленного леса найти дерево с призмой — это нужны и отличные навигаторские навыки, и удача. Местонахождение другого КП, которое затопило (торчащие из воды веревочки может быть сложно обнаружить) — нам подсказала команда. В низкую воду мы никуда не стали стремиться, а легли спать в каяках, привязавшись к ветке. С питьевой водой обещали проблемы и на первой гребле, и на большей части последней. Приходилось запасаться по-максимуму. Комары попались только один раз после последней гребли — подгоняли нас быстрее собирать лодки. Такие же, как наши, не злее, чем в обычном нашем лесу летом.

 - Как прошёл стокилометровый этап велика с набором больше двух тысяч? 
Для меня тяжко. Особенно, когда вылезло солнце и тучи не успели его прикрыть. Тут я погибла, и минут 10 не могла встать и выйти из тени.

- Троллей понравился? Какие ощущения? 
Троллей чума, сравнить не с чем. Сначала тебя почти спелёнывают и подвязывают в горизонтальном положении. А дальше – понеслось, такая скорость, что слезы из глаз от ветра. Вначале не верилось, что эту штуку можно остановить. Но плавно скорость упала до привычной в наших широтах троллейной скорости, и все «ок».

- «Экспедиция  в экспедиции» – 92-километровый горный трекинг с подъёмом на гору Чиррипо 3820 – про это, наверное, отдельный рассказ писать можно. Поделись хоть вкратце, каково там было. С погодой там всем не повезло? 
Основную часть траверса мы проходили ночью, то есть по холоду и без обещанных видов. Ветер был такой, что останавливаться спать не хотелось, несмотря на фиг знает какие сутки. Когда мы стали совсем зомби и теряли друг друга из виду, решили зарыться в камни на 20 минут. Вторые сутки проходили по тропам-дорогам в джунглях. Почва там настолько влажная, что если это не дорога для автомобилей, то грязь по щиколотку обеспечена.

- На протяжении гонки были у вас проблемы с потёртостями ног? 
Там нам вообще повезло. Во-первых, мы не бегали, во- вторых, все-таки периодически подмазывались кремами. У одного были мозоли, но все-таки в пределах разумного.

- После трекинга и короткого велоэтпа был сплав, где действовало правило – не выходить на сплав до определённого времени, когда становится светло. Вы успели только к третьему заходу. Были у вас шансы проскочить во второй заход? «Рубились» там и опоздали или всё было рассчитано и раньше вы никак не успевали? 
Довольно смешно пытаться успеть, если опаздываешь на 5-8 часов. Да и вообще сложно загадывать и рассчитывать время, когда прошло более пяти суток. Может случиться что угодно и в навигации, и в вопросах самочувствия, и совершенно непонятно что, и как будет с дорогами. Весь велоэтап мы прошли по рекомендациям местных жителей. Ехали от деревни до деревни, от дома до дома, где получали описание следующего куска (здесь мы соединились с остатками мультинациональной команды с коста-риканцем, что существенно упрощало коммуникацию).

 - На фотографиях в рафтах я видела пятого человека. Вам что, обязательного проводника подсаживали? Как вообще, сложный сплав был? 
Да, это был гид, за которого отдельное спасибо организаторам. Сплав не простой и требовал технических навыков. Гид нас очень ювелирно выруливал среди бульников. Не зря парень -  бывший член сборной Коста-Рики по рафтингу.

 - На каких-то  этапах ты входила в сомнамбулическое состояние? Как боролась с ним? 
Ну, у меня подход такой — на трекинге можно спать (даже не борюсь, просто иду и сплю, просыпаюсь — догоняю и опять сплю). На гребле спать можно, но это сильно сказывается на скорости. Даже если продолжать грести — это не гребля. А вот на велике – наиболее активно борюсь. Борюсь распеванием песен (особенно на гребле), декламацией стихов (на велике), просто трёпом — универсальное средство. Очень гадко было на велосипеде. Зато на трекинге глюки были очень смешные — мои сокомандники то выкатывались из кустов на велосипедах, то ходили с младенцами в руках.

 - С последним велоэтапом  в 150 с лишним километров, где команда  BMS потеряла мозги, вы нормально справились? 
Там был такой КП, который вынес мозг, думаю, всем командам. Карта совершенно не соответствовала местности, генерализация не отражала большого количества объектов, множество дорог, абсолютно параллельных вариантов. Мы потеряли около 3 часов. Команды теряли от 1,5 до 12 часов на этом пункте. Зато там мы попробовали кокосовое молоко. Я бы там от сушняка выпила любое, но под руку попали зеленые кокосы.

  –  Как взаимоотношения в команде? 
Бывало и лучше. Важные вещи они мне переводили, а так общались на французском. Иногда удавалось потрепаться ни о чем для развлечение, но не часто. Для участия в командных решениях мне нужно было активно проявлять инициативу.

 - Ломалось ли снаряжение? 
Да практически – нет. Велики -  совсем по мелочи.

- Хватило ли питания? 
Обычно с питанием проблем не было, т.к. частенько была возможность  заскочить в магазин. Ну и транзитки мы посещали. Правда, изначалаьная закупка, на мой взгляд, была не достаточна и не слишком разнообразна. В зоне обязательного отдыха парень из команды провел зачистку территории,  так у нас появилось много новой еды.

- Вообще, последние этапы гонки не слились ли для вас уже во что-то сплошное, мучительное, неяркое, с мыслями: «скорее бы дойти»?  Или всё-таки оставались какие-то другие эмоции? 
Очень даже не слились сутки гребли с сутками велосипеда. И про «скорей бы дойти» тоже особо мыслей не было, потому что двое суток — это двое суток и «скорей» тут сложно применить. Я мыслила отчасти, как на рогейне: до конца КВ – двое суток, так что еще двое суток, что в рамках уже пройденных 7 не так много.
Более того, забегая немного в следующий вопрос, скажу, что к этому времени я окончательно потеряла надежду наладить коммуникации с командой и посмотрела на ситуацию по-другому. Взяла плеер, чтобы слушать и по возможности петь по ночам. И  я включила музыку, отключилась от людей, гонки, осталась среди чёрной воды, переходящей в черной звёздное море, окружённая  и поглощённая музыкой,  и почувствовала слияние с Миром, маленькой частицей такого огромного и красивого неба,   вселенной. И это было самое яркое и сильное впечатление от Чемпионата Мира. 

- Пока отдыхаешь или уже задумываешься о новых гонках? 
Ну мы девичьей командой (Наташа Абрамова, Анна Шавлакова, Елена Бондарь и я) планируем на Чемпионат Европы по приключенческим гонкам в Турции на майские праздники.

Источник: http://www.x-race.info/news/19223/

Добавить комментарий

*